Александр Литвин (a_litvin) wrote,
Александр Литвин
a_litvin

Categories:
Смотрю ленту новостей: цветы, первоклассники, школа. Испытываю смешанные чувства, но, в основном, мне жаль детей.
Жаль потому, что многие из них не готовы к этому испытанию. Какое же это испытание, спросите вы, все мы ходили в школу, и наши дети сейчас идут. Испытание конечно. Испытание искусственное, навязанное обществом, но не природой.
Детство дано не только для того, чтобы сидеть за партой, вернее, оно вообще не предназначено для этого. Детство предназначено для развития внутри семьи, а не вне её. Вы скажете: четыре урока не такой уж и существенный отрыв от дома. Да, с точки зрения взрослого человека это и не отрыв вовсе, а вот с точки зрения ребенка и его психики - это очень долго. Дети по-разному адаптируются к самостоятельной жизни, но, в основном, эта вынужденная ранняя адаптация протекает плохо и с последствиями во взрослой жизни.
Так уж устроен мир - последовательное развитие и движение. Если последовательность нарушена, и какой-то этап развития будет сокращен или ликвидирован, он все равно наступит, и тогда возникает ситуация, которую много лет спустя, никто не догадается привязать к школе.
Что уж скрывать, многие отдают детей в школу в силу рабочих моментов и экономических обстоятельств. Бабушек нет, младшие дети требуют внимания и т.п., а тут беспроигрышный вариант - школа, детохранилище, которое выполняет образовательную и воспитательную функцию. И вот уже куплен ранец и форма, и многие из родителей с облегчением выдыхают, ребенок занят, ребенок при деле. Однако этот выдох облегчения всего лишь временное явление.
Моя многолетняя статистика и опыт работы с игроманами и с детьми с девиантным поведением, к сожалению, весьма серьезно коррелирует с временем отрыва от семьи. А сколько получено диагнозов, одному Богу известно.
Очень многим детям в настоящее время выставляется диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и начинается непрерывное хождение по кабинетам врачей. А по сути этот диагноз говорит о том, что ребенок - еще ребенок. Но это уже диагноз, и он может существенно испортить вам жизнь. К сожалению, таких детей - совершенно здоровых и нормальных - я видел множество. Я видел тревожные глаза их родителей, начитавшихся статей в интернете и получивших рекомендации от психологов, пытающихся загнать в одну матрицу всех подряд, и глаза, измученных походами по врачам детей, с искреннее непонимание требований взрослого мира.


Я наблюдаю за детьми, рожденными в разное время, и слежу за их реализацией. Выводы мои однозначны. Система «родители-дети» весьма устойчивая и эта устойчивость требует покоя до достижения ребенком - в среднем - двенадцатилетнего возраста. Рассматривая каждого члена семьи, я всегда стараюсь выяснить зависимость друг от друга в тот или иной момент времени. Одним из таких моментов было выявление зависимости количества разводов в семьях от времени начинала обучения в школе - там, где дети пошли в школу позже принятых норм, разводов меньше, где раньше - семья теряет стабильность. Возможно, это явление связано со снижением чувства ответственности за ребенка, воспитание которого перепоручено внешней среде.
Моя практика весьма обширна, и я могу утверждать, что ранний старт - причина множества проблем. Лишать ребенка детства нельзя - отрыв от системы спровоцирует снижение иммунного статуса и нарушение метаболизма, и еще ребенок рано или поздно начнет доигрывать. Одно дело игра в шесть или семь лет, и совсем другое - игра в двенадцать-двадцать лет. Например, здоровые дети, которые пошли в первый класс в более позднем возрасте, практически никогда не бывают игроманами, а вот те, кто осваивает школьную программу с шести лет, имеют все шансы стать ими. Но зависимость от игр - не главная угроза, главная заключается в том, что не наигравшийся ребенок в возрасте двенадцати-семнадцати лет начинает воспринимать саму жизнь как игру и резко теряет интерес к знаниям. Самое ответственное и благоприятное время для получения информации в отношении фундаментальных дисциплин становится временем инфантилизма и каприза.
Безусловно, есть исключения среди детей. Некоторые из них, те, что копируют не родителей, а более ранние поколения предков, настолько старше своих ровесников, что их можно легко отдать в школу и с пяти лет, но это всего лишь исключение из правил. Это во взрослом возрасте разница в пять-шесть лет практически не имеет значения, а в детстве даже период в три месяца - это весьма существенное отличие в восприятии мира.Мои старшие сыновья пошли в школу с восьми лет, младших я постараюсь отдать в школу с 12 лет. А пока они и без школы свободно говорят на двух языках, рисуют, осваивают фортепиано и занимаются физической подготовкой и постоянно задают вопросы на интересующие их темы. Сегодня мы перелопатили интернет в поисках информации по шаровым молниям, выясняя попутно, чем питается кашалот. Вспомните себя в семь лет и скажите, как часто вы задавали своим учителям вопрос «почему».
Несвоевременная школа лишает нас этого простого и понятного способа получения информации, потому что школьная программа не предоставляет этой возможности. Знания даются без потребности, без запроса и, как следствие, знания не оставляют существенного следа в памяти ребенка.
Хотите быть счастливыми - сделайте счастливыми детей. Объем информации, который предстоит освоить современным детям, в разы превышает объем информации, который был необходим молодым людям пятьдесят лет назад. Стратегическая ошибка общества заключается в том, что вместо того, чтобы оставить 10-ти летнее образование и сместить начало учебы по достижению ребенком двенадцатилетнего возраста, было принято решение об увеличение времени сроков обучения до одиннадцати лет, а в некоторых странах и до двенадцати-тринадцати лет.
Коэффициент полезного действия от увеличения сроков обучения будет ничтожным, потому что сам старт не является своевременным. Вспомните Достоевского из школьной программы, неужели вам было интересно? Мы развиваемся по определенным законам и эти законы определяют наш интерес к тому или иному явлению природы, к той или иной музыке или литературному произведению. Все постигается своевременно, и то, что не дано понять в семь лет, легко понимается в двенадцать, и времени на это уходит меньше, и знания глубже, и здоровье совершенно не страдает. Общество нам навязало несвоевременный старт, а консерватизм и неспособность принятия изменения ситуации не дает возможности на изменение ситуации.
Но что же делать тем, кто сегодня уже пошел первый раз в первый класс? Продолжайте играть со своими детьми, не делайте их взрослыми раньше времени. Играйте с ними сейчас, пока вам понятны их игры и правила. Поскольку природа, по сути, сама четко определила окончание периода детства (о чем вам скажет любой врач-физиолог - этот возраст в среднем равен двенадцати годам, времени, когда ребенок становится самим собой, когда он может выжить без семьи, когда он имеет свое мнение, когда он может делать самостоятельный выбор), то лучше ориентироваться на физиологию, а не на требования общества, искусственно ускоряющего процесс взросления, тем самым нарушая законы природы в целях пресловутого всеобщего управляемого блага. Вспомните свои школьные годы.
Старшеклассники никогда не обижают первоклассников, а вот дети десяти- двенадцати лет - сплошь и рядом. Потому, что одни уже перестали быть детьми, а вторые - еще нет. Так что, друзья мои, играйте с детьми до двенадцати лет и ходите в школу почаще, не бросайте детей, провожайте и встречайте, они очень в этом нуждаются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment